Словарный запас

06.04.2015 20:56
Словарный запас младших школьников. Особенности усвоения и отклонения. (Булатова Ю.В.)

     Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. 


Большинство детей к началу обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходят одинаково.

Если же надежды родителей на успешное учение не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребёнка, в отношении к нему учителя, в «неудачных одноклассниках» и т.п. Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нём чаще всёго и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы.

И одной из важнейших причин возникновения этих проблем является отставание ребёнка в речевом развитии. Такое отставание может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой (ошибочное употребление их окончаний), в дефектах звукопроизношения, выражающихся в полном отсутствии некоторых звуков в речи ребёнка или в заменах одних речевых звуков другими и прочее.
В период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребёнок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении.

Так, например, бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов, неумение чувствовать их смысловое родство не позволяют ему овладеть многими грамматическими правилами. В частности, ребёнку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова. Например, дети не  улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес» и «лиса», «горит» и «гора», «столица» и «сталь» и поэтому допускают ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов.

Самые первые слова у ребенка появляются примерно к году. Эти слова очень просты по своему звуковому составу: мама, папа, баба…
К возрасту 1 год З мес. — 1 год 4 мес. ребенок имеет в своем запасе 4-5 слов.
К полутора годам этот запас возрастает до 30 слов.
К школьному возрасту словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов.

В первую очередь ребенок обычно усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнедеятельностью. По этой причине раньше всего в его речи появляются названия предметов и действий и значительно позднее (уже после 2 лет) – названия признаков. Еще позднее появляются также причастия и деепричастия. Что касается предлогов, которые обозначают не сами предметы, а лишь отношения между предметами, то дети опускают их в своей речи даже после двух лет.

Если некоторые слова не употребляются окружающими ребенка людьми, то они будут отсутствовать и в его речи по причине отсутствия образа для подражания.

Обобщающие слова (ПОСУДА, ОДЕЖДА, МЕБЕЛЬ и др.) появляются в речи детей значительно позже, чем названия единичных предметов — лишь в возрасте 3-3,5 лет. Появление обобщающих слов в речи ребенка особенно важно потому, что словарный состав языка представляет собой сложную систему, в которой слова объединены в тематические группы (предметы одежды, обувь, растения, животные и др.) Без такого объединения, говоря словами Дж. Брунера, «бесконечное разнообразие, многогранность окружающего мира подавили бы нас своею сложностью». Поэтому очень важно, чтобы ребенок с самого начала усваивал словарь по какой-то определенной системе, чтобы для него это не было просто море никак между собою не связанных слов.
В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает и законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет.
Характерное для детей раннего возраста «словотворчество» при нормальном ходе речевого развития также протекает с учетом основных закономерностей языка и заканчивается к началу школьного обучения.
Очень активно словарный запас детей обогащается в школьном возрасте. Это объясняется необходимостью усвоения множества специальных терминов при изучении различных школьных предметов, а также сознательным овладением законами словообразования. Например, при помощи глагольных приставок от глагола ходит  можно образовать целый ряд родственных глаголов, имеющих уже другие значения: входить, выходить, уходить, заходить, подходить, отходить, переходить, проходить, сходиться, расходиться и т.п. Усвоение же значений этих приставок в отношении какого-то одного глагола как бы дает ребенку ключ к аналогичному образованию новых слов от многих других глаголов: вбегать, выбегать, убегать...; влетать, вылетать, улетать.
Кроме  того,  от этих глаголов  можно образовать  отглагольные  существительные (вход, выход, уход...) и   прилагательные   (выходной,  входной...),  а  также  причастия (входящий, выходящий, уходящий)  и деепричастия (входя, выходя, уходя и др.).
Как видим, на этом пути открываются совершенно безграничные возможности для обогащения словарного запаса, но полноценное использование этих возможностей доступно лишь детям с достаточным уровнем речевого развития.

Так обстоит дело с количественным ростом словаря. Помимо количественного роста словарь ребенка постоянно обогащается в качественном отношении. Это происходит, прежде всего, за счет усвоения ребенком все новых и новых значений уже известных ему слов. Например, ручка – это не только маленькая рука ребенка, но и орудие для письма, а так же ручка у двери, кастрюли, у какого-то прибора и пр.
Другой важнейший источник качественного обогащения словаря — это овладение переносным значением слов (золотые руки, горящие глаза, светлая голова и пр.).

В развитии словарного запаса у детей наблюдается целый ряд особенностей, отличающих его от словаря взрослых. Однако при нормальном ходе речевого развития эти особенности постепенно сглаживаются  и для их исчезновения не требуется какой-то специальной помощи. Совсем иначе обстоит дело в случаях отклонений от нормы при усвоении словарного запаса.

У некоторых детей развитие словарного запаса затруднено. Это может выражаться не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и в малом их количестве, но также в трудностях усвоения значений слов и в необычном искажении их звуко-слоговой структуры. Такие отклонения в развитии словаря обычно не исчезают сами по себе, без специальной работы над ним и часто сохраняются даже в школьном возрасте. Однако многие родители не замечают этих отклонений в  особенности если они не резко выражены. По этой причине постараемся указать хотя бы на некоторые признаки, свидетельствующие о трудностях усвоения ребенком словарного запаса. 

У детей с нормальным интеллектом даже при выраженной задержке речевого развития первые слова, как и в норме, чаще всего появляются к году. Но после появления этих первых слов ребенок надолго застревает на уровне звукоподражаний. Словарь обогащается крайне медленно, слова носят «лепетный» характер и непонятны для окружающих.

Характерно грубое искажение звуко-слоговой структуры слов. Могут наблюдаться перестановки слогов в словах (моколо вместо молоко, вебра вместо верба) или слова могут искажаться до полной неузнаваемости. Типично также грамматически неправильное оформление слов (санка вместо санки, гуся вместо гусь). Особенно настораживающим является отсутствие в речи ребенка глаголов и употребление существительных только в именительном падеже. Это означает, что ребенок не пытается связывать слова между собою, а как бы «рассыпает их словно горох».

В дальнейшем речь ребенка в школьном возрасте отличается бедностью словарного запаса: в нем мало существительных, глаголов, прилагательных. Это приводит к тому, что у ребенка не хватает слов для полноценного выражения мыслей. Из-за незнания названий многих предметов ребенок вынужден заменять в своей речи близкие по значению слова (санки – лыжи, сумка – чемодан, тигр – лев и т.п.)

То же самое происходит и с глаголами. Например, из-за отсутствия в словаре ребенка глагола «ползает» , о змее говорится, что она «ходит» или «лазает» . Неточность смыслового употребления глаголов объясняется также и непониманием детьми значений глагольных приставок. Учащиеся младших классов часто схватывают лишь значение корневой части глагола, заключающей в себе его основной смысл, но совершенно не учитывают то дополнительное значение, которое вносит приставка. 

Например, при описании картинок, на одной из которых изображена девочка, выливающая воду из ведра, а на другой – мама, которая наливает чай в чашку, учащиеся говорили: «Девочка льет воду», «девочка поливает воду», «мама льет чай в чашку», «мама поливает чай» .

Крайне однотипны и употребляемые такими детьми имена прилагательные, которые ограничиваются в основном словами хороший – плохой, маленький - большой. Учащиеся из-за нехватки слов не могут правильно назвать признаки хорошо знакомых им предметов. Например, они говорят, что соль по вкусу «горькая», «кислая», «невкусная» или даже «белая» , а сахар — «вкусный» .

Не знают многие учащиеся и названий цвета, особенно это касается промежуточных цветов (розовый, голубой, серый, фиолетовый, оранжевый).

Характерно также или полное отсутствие или недостаточное количество в речи детей обобщающих слов. Во многом это объясняется недопониманием детьми именно обобщающей роли этих слов, что проявляется в смещении общих и частных понятий. Например, когда ученика 1-го класса попросили назвать все известные ему деревья, он назвал следующие: «береза», «елка», «дерево» . Это говорит о том, что общее понятие «дерево» ребенок совершенно не отличает от частных понятий (то есть от названий конкретных пород деревьев).

При задержке в развитии речи детям недоступно использование различных способов обогащения словарного запаса. Например, с большим трудом дается им подбор слов с противоположным значением (так называемых антонимов): дремучий лес – тихий лес, голый лес.

Отсутствие в активном словаре ребенка нужных слов объясняется недостаточно четким пониманием их значений. Именно поэтому у детей и не возникает потребности в пополнении своего словарного запаса за счет такого рода слов. Очень беден словарь таких детей и синонимами, то есть близкими по своему значению словами. Чем больше в словарном запасе ребенка имеется синонимов, тем точнее он может выразить свою мысль за счет подбора наиболее подходящих по смыслу слов. Ребенок с хорошо развитой речью не скажет, например, что чай «жаркий» (вместо «горячий»). Дети с недостаточным речевым развитием не улавливают этих тонкостей. Умение правильно использовать в речи синонимы свидетельствует о достаточно высоком уровне речевого развития ребенка.

Дети с недостаточным речевым развитием с большим трудом овладевают и правилами образования новых слов, что также задерживает пополнение словарного запаса. Самый простой вид словообразования — это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. Учащиеся младших классов допускают такие ошибки: куклочка или кукленок вместо куколка; вишунки вместо вишенки; грибик вместо грибок; петушонок вместо петушок.

А вот конкретные примеры образования детьми относительных прилагательных.
Вопрос: Если сумка сделана из кожи, то какая она?
Ответы: «Красивая», «коричневая», «старинная» (глядя на картинку).
Подсказка: Стол сделан из дерева, поэтому он деревянный, бутылка из стекла – стеклянная, а сумка из кожи – какая?
Ответы: «Кожевая», «кожная».
Вопрос: А если монета сделана из меди, то какая она?
Ответы: «Золотая», «серебряная», «медивая», «мединная», «медовая», «фальшивая».
Вопрос: У коровы голова, конечно, коровья. А чья голова у лошади?
Ответы: «Лошанная», «лошадья», «лошная», «лошади», «своя».

Такая бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов очень затрудняют практическое применение детьми грамматических правил (даже если эти правила хорошо выучены ребенком). Особенно затруднено применение правил на правописание безударных гласных, непроизносимых согласных, сомнительных согласных в конце и в середине слов. Это объясняется тем, что при использовании этих правил ребенок должен очень хорошо владеть морфологическим составом слова (приставка — корень — суффикс – окончание) и уметь подбирать родственные слова, то есть улавливать «смысловое родство слов». Без этого невозможен быстрый перебор в уме целого ряда слов в процессе поиска проверочного слова. Если же такое слово, наконец, и находится, то очень часто оно оказывается неподходящим. Например, к слову «лисица» , в качестве «проверочного», учащиеся нередко подбирают слово «лес» , объясняя это тем, что «лисица живет в лесу» . То же самое происходит и со словом «листва» , которое по этой причине пишется детьми как «лества» . К словам же «столовая» и «столица» подбирается слово «сталь» . Иногда объяснить причину именно такого подбора дети вообще не могут.

Как видим, и учащиеся с недостаточным уровнем речевого развития в большинстве случаев все же пытаются на уроках русского языка руководствоваться какой-то логикой. Но поскольку она их очень часто подводит, то в условиях дефицита времени (например, в условиях контрольного диктанта) они вынуждены в большинстве случаев писать просто наугад.

Итак, начнем с обогащения и уточнения словарного запаса

Кто этим должен заниматься? Учитель? Родители? Логопед? Думаю, что каждый сможет внести свой вклад. Главное помнить, что цели у нас общие. Предлагаемый практический материал, надеюсь, поможет в работе.

Работу над обогащением словарного запаса ребенка нельзя рассматривать как самоцель. Дело в том, что и у детей запас слов может быть достаточно большой, особенно если в семье этому уделяют внимание. Важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова т.д. Важна и правильность грамматического оформления слов.

По этим причинам работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись не изолированно, а одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи. Целенаправленную работу в этом направлении лучше всего проводить, начиная с дошкольного возраста. Если же дошкольный период уже упущен, то и в школьном возрасте такая работа обязательно даст свои положительные результаты, только приступать к ней нужно немедленно и проводить систематически. При этом важно обеспечить для ребенка благоприятное речевое окружение (правильная, неторопливая и отчетливая речь окружающих).

Необходимо обогатить речь ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, углубить и уточнить понимание значений уже имеющихся у него слов, а также привить ребенку простейшие навыки образования новых слов.

В работе необходимо использовать наглядный материал.
Обогащение словарного запаса за счет имен существительныхПодберем картинки с изображением животных, птиц, растений, различных предметов, подобранных по смысловым группам. Сначала ребенок должен назвать все изображенные на той или иной картинке отдельные предметы, а затем найти для них обобщающее слово.

Примерный перечень картинок:  домашние животные, дикие животные, домашние птицы, дикие птицы, овощи, фрукты, ягоды, деревья, мебель, посуда, одежда, обувь, игрушки, инструменты, транспорт.
Следующая серия картинок с изображением детенышей животных и птиц, названия которых ребенок должен усвоить. Картинки этой серии «оречевляются» примерно так: «У козы – козленок, у коровы – теленок» и т.п. Используйте материал по нарастающей сложности.
Далее используются картинки с изображением больших и маленьких предметов. Ребенок должен правильно назвать сначала большой, а затем меленький предмет. Это поможет овладеть правилами образования новых слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Важно обращать внимание на различие окончаний вновь образованных слов.
Обогащение словарного запаса за счет глаголов

Подберем картинки с изображением способов передвижения разных животных. Например: Кто летает, плавает, ползает, прыгает? Птицы, бабочки, мухи, жуки, комары, стрекозы летают.
Далее понадобится серия картинок с изображением различных действий одного и того же животного. Ребенок должен правильно назвать все эти действия. Например: собака стоит, сидит, лежит, спит, бежит, лает, ест, играет.

Затем учимся правильно называть голос каждого животного, насекомого или птицы: корова мычит, свинья хрюкает, жук жужжит, комар пищит, голубь воркует и т.п.
Следующая картинка изображает различные действия человека. В процессе неоднократного называния этих действий ребенок постепенно овладеет способами образования глаголов при помощи приставок. Например, взрослый говорит: «Мальчик в дом…» (ребенок добавляет глагол «входит» ); «мальчик из дома…» ( «выходит» ) и т.д.

Затем предложим ребенку составить словосочетания с усвоенными глаголами, например: приходить в гости, уходить из дома, входить в комнату и т.п. Следует обращать внимание ребенка на однокоренные глаголы противоположного значения (уходить, приходить и др.).
Обогащение словаря именами прилагательными
Подберем картинки с изображением продуктов питания. Можно воспользоваться реальными предметам. Ребенок должен назвать их вкус. Например: соль соленая, конфеты сладкие, лук горький и т.п.
Для закрепления названий этих признаков ребенку предлагаются вопросы: «А что еще бывает кислое? Горькое? Сладкое? Соленое?» Или: «Какая по вкусу земляника? А горчица?»
Для запоминаний цветов лучше использовать словосочетания, в которых первый звук в названии каждого цвета совпадает с первым звуком названия предмета, имеющего этот цвет: белая береза, красная клюква, вишневая вишня, малиновая малина, розовая роза, желтый желток и т.п. Важно обратить внимание ребенка на происхождение некоторых цветов (или, наоборот, переноса названия цвета на название предмета).

Для закрепления задаются вопросу: «Какого цвета солнце? Трава? Небо?» и др. Или: «Что бывает синего цвета? Зеленого?».
Следующая серия картинок рассчитана на усвоение ребенком названий противоположных признаков предметов, или слов-антонимов. Но прежде чем ребенок сможет овладеть навыком подбора слов-антонимов, он должен хорошо усвоить смысл таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный (различный)», «противоположный» . Например: медведь большой, а медвежонок маленький; река широкая, а ручеек узкий; веревка толстая, а нитка тонкая и т.п. Затем предлагается подбирать слова с противоположным значением без опоры на наглядность. Взрослый произносит одно прилагательное, ребенок – другое: горячий – холодный, светлый – темный, добрый – злой и т.п.

Для закрепления предлагаются ребенку вопросы: «Что бывает горячее? А белое?»
Далее предлагаются изображения предметов, а ребенок должен назвать как можно больше признаков. Можно задать вопросы к картинкам: «Какой лимон по вкусу? А по цвету? По форме? По величине?» В заключение ребенку предлагается самостоятельно назвать все качества изображенного предмета.

Следующий этап работы – обогащение словаря именами прилагательными путем овладения правилами их образования от имен существительных.
Рукавички из кожи – кожаные; рукавички из шерсти – шерстяные; рукавички из меха – меховые; стакан из стекла – стеклянный и т.п.

Далее предлагаются упражнения на образование притяжательных прилагательных. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и при этом говорит: «Видишь, у коровы голова коровья, а чья голова у вороны?» Картинки подбирайте по сходству окончаний: коровья, воронья, рыбья; тигриная, лошадиная, куриная, утиная и т.п.

Правильность употребления в речи ребенка всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в различных игровых ситуациях.
Для обогащения речи ребенка наречиями важно при каждом удобном случае ненавязчиво объяснять ему, что предметы могут находиться от нас далеко или близко, располагаться высоко или низко, что ходить можно быстро и медленно, разговаривать громко, тихо и шепотом, выполнять работу – хорошо и плохо. Ребенок должен также постепенно узнать, что на улице может быть тепло, холодно, жарко, прохладно, вверено, дождливо, пасмурно.
Все эти занятия не только значительно обогатят словарный запас ребенка, но и положат начало развитию его наблюдательности над словами, помогут сформировать в дальнейшем орфографическую зоркость.

 

—————

Назад