В преддверии аттестации.

17.03.2015 00:50

Полезная информация, документация содержатся на сайте: https://www.edunor.ru/

 

Рекомендации к составлению самоанализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников 


Структура самоанализа 

1. Титульный лист – оформляется на отдельной странице (Приложение 1).
Частые ошибки: отсутствие титульного листа, неправильное или неполное наименование образовательного учреждения, отсутствие наименования муниципального район/городского округа. 

2. Информационная справка или визитная карточка педагога, которая может включать:
-сведения об образовании, 
-стаж работы аттестуемого, 
-специфика образовательного учреждения, 
-характеристика контингента учащихся, воспитанников, 
-объем учебной нагрузки, 
-а также девизы, педагогическое кредо, 
-государственные награды.

3. Основная часть самоанализа составляется в соответствии с группой должностей, согласно утвержденным Показателям для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей). (Протокол заседания Аттестационной комиссии МО РК №6 от 22.05.2013г). Нумерация разделов самоанализа должна соответствовать нумерации в перечне Показателей.

Требования к самоанализу

• Самоанализ составляется в соответствии с группой должностей, согласно утвержденным Показателям.
• Содержание самоанализа структурируется в соответствии перечнем Показателей.
• Нумерация разделов самоанализа должна соответствовать нумерации в перечне Показателей.
• Самоанализ заверяется подписью руководителя и печатью образовательного учреждения (на последней странице самоанализа).
• Приложениями к самоанализу являются копии документов, подтверждающих выполнение показателей.
• В самоанализе представляются результаты за отчетный период, но не более 5 лет.
• Педагог вправе самостоятельно выбрать вариант оформления самоанализа – текстовый или табличный.
• Для набора текста необходимо использовать редактор Microsoft Word 2003. Если версия Microsoft Word более высокая, то рекомендуем сохранять - тип файла: документ word 97-2003 (Обращаем особое внимание на этот пункт при Электронной подаче документов). 
• Параметры текстового редактора: шрифт Times New Roman, 12-14 пт; выравнивание по ширине.
• Формат листа – А4.
• Требований к объему самоанализа нет.

Методические рекомендации к составлению самоанализа

К составлению самоанализа надо приступать задолго до начала аттестации и представлять в качестве приложения к заявлению на аттестацию. Самоанализ – самостоятельная, творческая работа педагога, основанная на результатах профессиональной деятельности за отчетный период.
Приложением к самоанализу являются копии документов, подтверждающие результаты профессиональной деятельности, куда входят копии наградных документов, документы о повышении квалификации, сертификаты, дипломы, отзывы и рецензии, методические разработки, документы о сотрудничестве с социальными партнерами, результаты мониторингов и т.п., также можно приложить представление администрации образовательного учреждения или методических служб.
Самоанализ позволяет ответить на следующие вопросы: «За счет чего достигнуты (или не достигнуты) запланированные результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как решались для достижения данных результатов? Какие компетентности педагога были усовершенствованы?» и др. 

Самоанализ – это основной источник информации о личности педагога и направлениях его деятельности для осуществления экспертной оценки
В процессе изучения представленных материалов эксперты обращают внимание на следующие моменты:
• степень понимания аттестуемым педагогом основных позиций государственной политики в области образования (современные тенденции, идеалы, ценностные ориентиры, мировоззренческие позиции)
• уровень профессионального мышления педагога (готовность принимать решения и нести ответственность за полученный результат)
• вклад аттестуемого педагога в формирование положительного имиджа образовательного учреждения 
• саморазвитие педагога как путь к вершинам профессионального мастерства (повышение квалификации, самостоятельное изучение современной научно-методической литературы, работа над темой по самообразованию)
• творческий портрет педагога (индивидуальный методический почерк, педагогическая культура, творческий потенциал, кругозор и эрудиция)
• уровень профессиональной компетентности (владение современными технологиями) 
• логика и стиль изложения (последовательность, четкость, ясная формулировка, наличие выводов)
• соответствие содержания предъявляемым требованиям
• уровень достижений (результаты обучения, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях)

Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности
При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет! Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не только представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности. 

1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.
Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению.

2. Избыток фактов и цифр.
Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат. 

3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности. 
Среди педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь.
При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала. 
Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.

https://www.onejenka.ru/news/2013-11-08-10-03-15/-----1-

 

Требования к самоанализу

Объем самоанализа– до 20 страниц печатного текста (шрифт № 14 через 1,5 интервала).

Оформление титульного листа:

1.     вверху указывается полное название учреждения, где работает педагог, далее – Ф.И.О., занимаемая должность.

2.     в середине листа – название темы

3.     в конце страницы – год подготовки работы.

На втором листе– оглавление с указанием страниц (страницы нумеруются), глав, разделов, параграфов.

Структура самоанализа:

*    определение темы, которая легла в основу работы. Тема должна быть актуальной, соответствовать тенденциям развития образования.

*    Выделение исследуемой проблемы, которая вытекает из темы и как бы сужает границы поиска.

*    Основные теоретические позиции, идеи, которые явились исходными при проведении опытной работы и лежат в основе методических находок.

*    Выделение ведущих идей своего педагогического опыта, которые легли в основу совершенствования педагогической практики. Обоснование их в соответствии с социально-педагогическими условиями жизнедеятельности учащихся в данной социокультурной среде. Характеристика особенностей учащихся, уровень их развития на начало работы.

*    Краткая характеристика содержания образовательной области предмета, ее функций и возможностей в развитии учащихся. Остановитесь на особенностях программы, особенностях реализации базисного учебного плана. Новизна подходов к преподаванию области знаний, предмета, вида деятельности.

*    Особенности выбранной технологии, чтобы образование и воспитание носило развивающий, деятельностный  характер.

*    Описание системы уроков, других форм работы, направленных на реализацию вышеизложенных идей, уделив особое внимание содержательной стороне, формам и методам работы, позволяющим достигнуть более высоких результатов в развитии учащихся по сравнению с имеющимся традиционным опытом.

*    Аргументация нововведений, подтверждение их диагностическим материалом (промежуточными и итоговым срезами).*    Анализ результативности своего педагогического опыта по соответствию результатов прогнозируемым целям и задачам, сформулированным вначале. Выводы должны четко определить сущность педагогического опыта, находок, нововведений, их новизну, оригинальность, соответствие тенденциям развития образования.

 

 

Вопросы для подготовки самоанализа учителем:

1.     Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, в котором Вы работаете?

2.     Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.

3.     Какова Ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, в котором Вы работаете?

4.     Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?

5.     Что Вами делается для эффективного использования времени детей и Вас самого, как педагога, на уроке и вне его? Какие технологии и приемы обучения Вы используете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями учащихся?

6.     Как организуется взаимодействие с классом на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество школьников на уроке?

7.     Определите уровень познавательного интереса обучаемых на Ваших уроках? Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету?

8.     Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями?

9.     Какова динамика успеваемости учащихся по преподаваемому Вами предмету?

10.Какие методы оценки деятельности обучаемых детей Вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие обучаемых в оценке их учебной деятельности?

11.Оцените уровень психологической атмосферы в классе: какие меры Вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.

12.Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация об учебных достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка?

13.Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?

14.Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?

15.С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности? Каким образом преодолеваете их? Результат.

 

 

 

 

 

Экспертная оценка самоанализа

Баллы

Характеристика

 

 

 

 

5

баллов

Ответы на вопросы осознанны. Выражена системность, ориентация на результат и процесс его получения с позиции критического анализа. Аттестуемый выявляет проблемы, определяет их приоритетность, а также причины возникновения.

Выражена способность предвидеть возможные последствия принимаемых решений, устанавливать причинно-следственные связи, критически оценивать и прогнозировать результаты своего труда.

Ответы на вопросы подтверждают технологичность, упорядоченность движения педагога к заранее избранному им педагогическому результату, дают развернутое представление о цели педагогической деятельности.

Ярко выражена способность к объективной оценке своего опыта.

 

 

 

 

4

балла

У аттестуемого выражена осознанность выделения существующих и значимых педагогических ситуаций, ориентация на результат; производит осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов, явлений.

Выражена способность определять проблемы в деятельности, но нет понимания причин их возникновения.

Реализуемые им педагогические идеи теоретически обоснованы, но недостаточно развита способность к представлению опыта своей работы в обобщенном виде.

Аттестуемый четко осознает ключевую идею деятельности, но ответы на поставленные вопросы недостаточно аргументировано это подтверждают.

 

 

3

балла

У аттестуемого недостаточно выражена способность анализировать свой опыт. В ответах на вопросы выражена практическая ориентация, т.е. аттестуемый определяет решаемые им задачи, использует методы и технологии, имеющиеся реальные условия.

Присутствует осознание результатов деятельности. Слабо выражена способность к теоретическому обоснованию собственной практической деятельности. Ответы на вопросы дают неполное представление о профессиональной деятельности.

 

 

 

2

балла

Педагог воспринимает чисто организационные изменения, происходящие в системе образования, и не до конца понимает необходимость пересмотра содержания образования, изменения и совершенствования методов, приемов, технологий преподавания.

Слабо выражена осознанность профессиональных затруднений; недостаточно развита самооценка; не всегда имеет место реальное подтверждение заявленным фактам.

 

1

балл

Спонтанное аналитическое действие, когда все определяется с позиции эмоций и чувств; спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции, не владеет навыками проведения диагностики; не выражена осознанность профессиональных затруднений; слабо развита самооценка; отсутствует реальное подтверждение заявленным фактам.

 https://www.liveinternet.ru/users/4980570/post232633459

 

—————

Назад