Стратегия развития воспитания до 2025 года

11.04.2015 15:15

В общественном обсуждении проекта Стратегии развития воспитания в Российской Федерации приняли участие свыше 78 000 человек

 
Заседание Рабочей группы по разработке Стратегии развития воспитания в Российской ФедерацииПресс-служба Минобрнауки России

1 апреля 2015 г. в Минобрнауки России прошло заседание Рабочей группы по разработке Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года.

В заседании приняли участие заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Каганов, руководитель рабочей группы, ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов, руководитель Федерального агентства по делам молодежи Сергей Поспелов, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лидия Антонова, представители образовательных организаций, молодежных, родительских объединений и другие.

На встрече предполагалось рассмотреть доработанный вариант Стратегии и внести окончательные правки и предложения, полученных в результате общественного обсуждения.

Обсуждение документа, подготовленного рабочей группой, проводилось с 15 января по 15 марта 2015 г. В нем приняли участие представители Совета Федерации ФС России, Госдумы России, федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов управления образованием и молодежной политикой, представители Общероссийского Народного Фронта, традиционных религиозных общин, Уполномоченных по правам ребенка в субъектах России, научных и образовательных организаций, молодежных, родительских объединений и просто граждане России.

«В целом в общественном обсуждении приняли участие 78 105 человек, было высказано 623 предложения», – проинформировал Вениамин Каганов.

По его словам, чаще всего вносились предложения о необходимости включения в текст Стратегии дополнительного понятийного аппарата, актуализации положений о повышении воспитательной роли семьи, раскрытии содержания духовно-нравственного воспитания, указании на приверженность воспитания традиционным национальным ценностям, изменении названия документа, конкретизации прогнозируемых результатов.

Как уточнил Владимир Филиппов, в настоящий момент доработка документа рабочей группой проходит с учетом обобщенных откликов. 

«Более 20% предложений, поступивших в ходе общественного обсуждения, носят практический характер и могут быть включены в Комплекс мер по реализации Стратегии», – сообщил Вениамин Каганов.

Таким образом, по мнению разработчиков документа, активность, содержательность и масштабы общественного обсуждения проекта подтвердили его актуальность и необходимость.

https://минобрнауки.рф/новости/5399 

ПРОЕКТ

 

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ 
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2015 – 2025)

 

Введение

         Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания.

         В качестве базовых принципов стратегии развития воспитания определены принципы субъектности воспитания, социокультурного развития, гуманистической направленности воспитания, социальной справедливости и равных возможностей детей при организации воспитательного процесса, единства воспитательного пространства, демократического управле­ния процессом развития воспитания, программно-целевого развития, позитивной социализации и духовно-нравственного становления подрастающего поколения, воспитания граждан демократического общества, способных реализовывать свой личностный потенциал в интересах поступательного развития России, общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.

 Общие положения

          Прогнозирование развития российского общества невозможно без определения ориентиров в социальной политике, в том числе, в образовании и воспитании как подрастающего поколения, так и взрослого населения страны. Стратегия развития воспитания является важной составляющей инновационной основы будущего страны. Именно стратегия должна определить комплекс действий, направленных на обеспечение воспитания подрастающего поколения, адекватной динамике социально-экономических и социально-политических изменений в жизни России.

          Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

           Правовая основа стратегии развития воспитания базируется на положениях Конституции Российской Федерации, которая провозглашает права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходит из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Также Стратегия развития воспитания основывается развития на положениях инновационного развития нашей страны, которые изложены в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., опирается на основные идеи Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая утверждает упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации).

          Воспитание выступает сущностным компонентом процесса социально-экономического развития в условиях информационного общества. Воспитание и уровень жизни населения как явления социальной жизни взаимосвязаны и взаимозависимы. Очевидна взаимосвязь между материальным состоянием государства, благополучием населения и готовностью граждан к реализации новых социально-экономических потребностей общества. В связи с этим в стратегии развития воспитания должны учитываться социально-экономические изменения в России.

         Развитие воспитания в России является стратегическим приоритетом, который предполагает соответствие процесса формирования личностных качеств общенациональному идеалу, приоритетам, ценностям, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в целом.

         Содержание стратегии определяется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,  Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.»,  Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2010-2015 гг.», в которых отражаются актуальные и перспективные задачи воспитания молодежи в России.

       Психолого-педагогические основания стратегии учитывают отечественный опыт организации воспитательной деятельности и опираются на современные концепции воспитания детей и молодежи, интегрируя основные непротиворечивые позиции различных научных школ и учитывают результаты исследования отечественных и зарубежных ученых, в основе которых лежат культурно ‑ исторический и личностно - деятельностный подходы, опора на активную позицию самого ребенка, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию самосовершенствования. Эти позиции нашли отражения в признанных педагогическим сообществом теориях формирования воспитательных систем и воспитательного пространства, культурологической и социально-ролевых концепциях и др.

       Реализация стратегии предполагает качественные изменения в системе воспитания, которые обеспечат социальное и гражданское становление молодых людей, духовно-нравственную, ценностно-смысловую ориентацию, мотивацию к самоопределению, непрерывному личностному росту, самореализации в жизни, обществе и профессии.

 Воспитание как стратегический приоритет

        Воспитание является целевой функцией семьи, государства и общества. Субъектами воспитания являются сами воспитанники, родители, педагоги, специальные службы образовательных и иных организаций, реализующих функцию воспитания или социально-педагогического сопровождения социализации и ресоциализации.

        Воспитание как педагогический компонент социализации представляет целенаправленный процесс развития личности, основанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника. При этом происходит развитие воспитанника как личности и освоение им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

        Воспитание предполагает целенаправленные действия по интеграции человека в общество, освоению им комплекса нравственных норм и социальных ролей, осуществляется через включение воспитанников в различные виды социальных отношений.

        При этом решаются две группы задач: соци­альной адаптации и социальной автономизации личности. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономиза­ция - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Результатом социализации человека является со­циальная активность – реализуемая готовность к социальным дейст­виям, которая проявляется в сферах.

        Воспитание как многосторонняя поддержка развития личности, предполагает количественные и качественные новообразования в человеке и направлено на реализацию его потенциальных возможностей.

        Воспитание как средство трансляции культуры, предполагает формирование у детей способности к самостоя­тельному ос­воению социокультурного окружения в пределах, уста­новленных в данном обществе.

        Идеальная цель воспитания отражается в принимаемом обществом нравственном идеале, определяет персонифицированные и процессуальные цели воспитания, которые отслеживаются в реальных результатах воспитательной деятельности. Таким идеалом является свободный, ответственный, высоконравственный, творческий гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, за сохранение мирной среды, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 Цель, задачи и основа стратегии

         Цель Стратегии – развитие на межведомственной основе в период  до 2025 г. государственно-общественной системы воспитания Российской Федерации, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности, консолидацию общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешную социализацию детей и молодежи, свободное духовно-нравственное развитие каждого гражданина, его самоопределение в мире нравственных ценностей, духовных и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурного понимания и уважения, осознания своей человеческой общности, ответственности за сохранение мира на Земле, совершенствование мира вокруг себя.

          Основа Стратегии– базовые национальные ценности российского общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации:

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • здоровье – здоровый образ жизни, здоровье физическое, социально-психологическое и духовное, физическая культура и спорт;
  • образование – знание, компетентность, самоопределение и самореализация в образовании, накопление человеческого капитала, образование в течение всей жизни;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, развитие человеческого капитала;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, религиозное мировоззрение как часть сложной картины мира современного человека, толерантность, формируемая на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

 

Задачи стратегии:

‑ консолидировать российское общество; повысить доверие граждан к друг другу, обществу и государству, к собственному будущему и будущему России;

‑ обеспечить государственную поддержку семейного воспитания на основе повышения уровня социальной и правовой ответственности родителей за воспитание детей, формирования их педагогической, создание благоприятных условий для развития ребенка на основе взаимодействия семьи, образовательных организаций и других социальных институтов;

‑ повысить эффективность воспитательной деятельности образовательных организаций: дошкольных, школьных, дополнительного, профессионального образования и социально-педагогической поддержки позитивной социализации детей и молодежи;

‑ создать стабильную систему социально-педагогической поддержки уязвимым категориям детей, подростков, молодых людей, способствующую их реабилитации и полноценной интеграции в общество, используя подходы инклюзивного образования, технологии формирования доступного и безопасного воспитательного пространства

 

Приоритеты государственной политики развития воспитания

‑ защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, подростка, молодого человека, включая право каждого на ценностное самоопределение;

‑ интеграция программ воспитания в основные виды деятельности обучающихся в общем и дополнительном образовании, обращение каждой из базовых национальных ценностей в воспитательную задачу в содержании образования;

‑ сбережение и укрепление физического, психического, социального и духовного здоровья ребенка, подростка, молодого человека;

‑ сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка;

‑ создание условий для достижения профессионализма, высокой квалификации и нравственности в воспитании каждого ребенка, подростка, молодого человека и социально-педагогической поддержки их семей;

‑ развитие социально-педагогического партнерства субъектов воспитательно-образовательного процесса (государства, образования, науки, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан России.

 Воспитание в XXI веке

 Воспитание и институты воспитания в информационную эпоху

         Новые способы обработки и передачи информации с помощью Интернета является достижением человеческого разума. Получение и усвоение информации представляет собой важнейшее средство для осуществления целей, сформулированных самим человеком.

          Свободный ответственный гражданин – это человек, обладающий внутренней свободы, который осознает себя хозяи­ном своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно. Он должен осознавать свою неповторимость, индивидуальность и в соответствии с этим искать свою нишу в условиях реального существования.

          Свободный ответственный гражданин имеет духовно-нравственную основу существования, поскольку доминирующие нравственные ценности и регламентируют его взаимодействие с окружающей средой и стимулируют его активность.

 Семья как ведущий институт воспитания

          Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

          Последовательное укрепление социально-педагогических отношений семьи и образовательных организаций связано с решением следующих задач:

‑ государственная поддержка семейного воспитания, включающая разработку системы мер по повышению социального статуса семей с детьми, по обеспечению материального благополучия в семье, создание правовых основ, гарантирующих успешность семейного воспитания, охрану прав ребенка в семье, созданию условий для участия семьи в воспитательной деятельности образовательных организаций и других социальных институтов;

‑ расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время;

‑ организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников, предусматривающих совместную работу детей и родителей;

‑ поддержка активного участия родителей в реализации воспитательных программ образовательной организации.

 Воспитание гражданина

           В полиэтнической, поликультурной, поликонфессиональной России невозможно ценностно-нравственное единство страны без его формирования уважения и равных прав каждого народа России. Эффективное внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации создаст условия для проявления детьми и молодежью качеств гражданина в социально одобряемых поступках и участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы.

 Духовно-нравственное воспитание

          Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором детям и молодежи передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации. Задачи воспитания тесно связаны с процессом духовно-нравственного развития личности и осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Уважение к прошлому ради будущего – выбор духовно-нравственного поколения.

 Воспитание как позитивная социализация и развитие личности

         Воспитание обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитанию присущи следующие функции:

‑ диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;

‑ использование положительных факторов в развитии качеств личности;

‑ воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;

‑ развитие способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

         В ряду приоритетных механизмов, форм и технологий совместной деятельности субъектов воспитательного процесса специальное внимание в уделено развитию детской самодеятельности, стимулированию деятельности детских самодеятельных объединений.

          В процессе воспитания создаются условия для формирования у детей мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности, а также для поддержки талантливых и одаренных детей.

 Воспитание и профессиональный выбор

          В профессиональной образовательной организации происходит формирование профессиональной идентичности, понимания себя в будущей профессии, понимания своего собственного значения в решении производственных и экономических задач. В образовательной организации среднего и высшего образования происходит понимание молодым человеком собственных возможностей и возможностей реализации своих потенциалов. Выбор профессиональной деятельности во многом способствует тому, что человек, выбравший это направление в жизни, стремится к определенной самореализации, выбирает новое поле для реализации в новой для себя деятельности.

 Предлагаемые меры

         1. Поддержка семьи и развитие системы поддержки семейного воспитания, педагогическое просвещение.

         Одной из существенных составляющих воспитания и социализации обучающихся является повышение педагогической культуры их родителей (законных представителей).

          Реализация стратегии развития воспитания предполагает поддержку семейного воспитания на основе повышения педагогической грамотности родителей и развития новых подходов к организации взаимодействия семьи и других субъектов воспитания.

          К числу первостепенных задач поддержки семьи и развития системы поддержки семейного воспитания выступают:

‑ выработка эффективных методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;

‑ непосредственное информирование родителей специалистами (педагогами, психологами, врачами и т.п.);

‑ организация встреч родителей, обучающихся, педагогов для согласования интересов, позиций и способов взаимодействия по решению конкретных вопросов, открытое обсуждение имеющихся проблем.

          2. Воспитание и педагогическая поддержка личностного развития в системе общего (в детском саду и школе) и дополнительного образования детей.

         Воспитание в дошкольных образовательных организациях предполагает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей.

          В соответствии с требованиями ФГОС в процессе учебной и внеурочной деятельности в образовательных организациях должны формироваться личностные результаты образовательной деятельности, которые  предполагают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

         3. Духовно-нравственное воспитание и социальные институты воспитания.

 ‑ повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей;

‑ обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта;

‑ реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания;

‑ разработка эффективных технологий межведомственного и сетевого взаимодействия социальных институтов воспитания в обеспечении сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач;

‑ повышение роли научно-теоретического знания в эффективном решении актуальных проблем.

          4. Усиление воспитательных возможностей информационных ресурсов (СМИ и Интернет):

‑ разработка концепции и поддержка социальной рекламы стратегии развития воспитания в Интернете;

‑ принятие пакета программ формирования культуры пользования Интернетом, профилактики компьютерной игровой зависимости у детей и подростков, в том числе – мер, направленных на расширение законодательной базы, экономического и налогового стимулирования разработчиков компьютерных игр с целью обязательного внедрения характеристик игр, препятствующих формированию компьютерной игровой зависимости;

‑ введение государственной системы психолого-педагогической экспертизы и сертификации компьютерных игр, обучающих программ, электронных учебников;

‑ обеспечение подготовки специалистов по проблемам медиаобразования; обобщение и распространение технологий медиаобразования в воспитании.

          5. Поддержка детских и молодежных общественных объединений и организаций.

Реализация стратегии развития воспитания предполагает формирование нормативно-правового поля взаимодействия детских и молодежных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования.

В процессе реализации стратегии развития воспитания детские и молодёжные объединения и организации раскрывают свой воспитательный потенциал через следующие позиции:

‑ в цели – выход на защиту социальных прав детей;

‑ в содержании деятельности – использование вариативно-программного подхода, направленного на всестороннее раскрытие лидерского и творческого потенциала ребенка в общественно - значимой деятельности;

‑ в организации – свободное структурирование внешних и внутренних связей субъектов общественной деятельности;

‑ в составе участников – разновозрастность.

         6. Воспитание культуры труда и профессиональное самоопределение.

          В образовательные программы должны быть введены, как обязательный элемент, программы воспитания профессионала (профессиональной культуры), в т.ч. путем формирования развивающей образовательной среды, моделирующей профессиональную среду, обеспечивающую раннее включение обучающихся в систему профессиональных отношений, погружение в профессиональную деятельность с принятием на себя ответственности за решаемые задачи 
с осознанием ценности результатов труда, их социального значения.

         Обеспечить расширение социального партнерства сферы образования и сферы труда в части профессионального самоопределения обучающихся, формирования осознанной и ответственной профессиональной позиции.

          7. Физическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни.

          Расширение возможностей физического воспитание детей и молодёжи должно быть направлено на поддержку физического развития детей и молодежи, на приобщение к физической культуре и спорту, на охрану и укрепление здоровья, закладывание ценностей и основ здорового образа жизни.

          Включение физической культуры в специально организованный воспитательный процесс через решение задач формирования:

‑ основных жизненно важных двигательных умений и навыков;

‑ устойчивого интереса к занятиям физической культурой;

‑ морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.);

‑ создание условий для развития интереса к успешной сдачи норм ГТО всех возрастных групп.

           8. Профессиональный и личностный рост педагога в области воспитания.

           Разработка и реализация в организациях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (педагогических, культуры, спорта и пр.) образовательных программ, обеспечивающих подготовку, переподготовку кадров и повышения квалификации для решения задач воспитания и социализации молодежи, в том числе использование дистанционных форм и конкурсных процедур повышения профессионального и личностного роста педагога в области воспитания.

          9. Фундаментальные и прикладные исследования феноменов детства, семьи и воспитания.

           Национальная стратегия развития воспитания предполагает проведение исследовательской деятельности, направленной на:

‑ обоснование системы общественно-государственного взаимодействия социальных институтов воспитания на основе социокультурного и системного подходов, правового регулирования, реализации специальных федеральных и региональных программ, системы профилактики социальных рисков, консолидации усилий общества и государства в интересах детства;

‑ разработку подходов к построению индивидуальных траекторий развития и жизненного самоопределения детей и молодёжи, качественно нового уровня взаимодействия субъектов воспитательного процесса в образовательных организациях;

‑ определение ценностно-мировоззренческих основ воспитания и социализации детей; обоснование критериев формирования ценностно-мировоззренческой базы воспитания и социализации новых поколений на основе интеграции и систематизации общепризнанных российских традиций и ценностей, осмысления общенациональных и национальных особенностей страны.


 Глоссарий

        Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

         Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитание – это социально-педагогическая поддержка личности в сознательном построении ею своей ценностно-смысловой сферы в соответствии с культурными нормами и традициями многонационального народа России в различных видах деятельности.

          Государственная политика в сфере воспитания – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по созданию условий для свободного и сознательного духовно-нравственного развития личности гражданина России. Государственная политика в сфере воспитания – часть общей государственной политики модернизации России, обеспечивающая формирование у подрастающих поколений готовности к непрерывному личностному росту, активному участию в жизни страны, совершенствованию социально-экономических и культурных отношений.

         Гражданское общество – общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся, прежде всего, общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.

        Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

       Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего, в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

       Инновационная культура – особый стиль современного общественного сознания, основанный на знаниях, умениях и опыте подготовки, внедрения и освоения новшеств в различных областях социальной деятельности, формируемый ценностями и мотивами свободного творения нового. Ценности модернизации задаются политическими установками. Однако политические установки значимы только для небольших социальных групп (политических и отраслевых элит), и даже у представителей этих групп они не всегда переходят в личностные мотивы профессиональной деятельности. Воспитание, социализация, просвещение, социальное служение – важные компоненты инновационной культуры. С их помощью политические установки переводятся в массовое общественное сознание в качестве мотивов инновационного поведения человека.

       Инновационное сообщество – система общественных и государственных организаций, а также реализуемых ими программ развития человеческого потенциала (капитала) средствами воспитания, поддерживающая развитие инновационной экономики.

       Межэтнический мир и согласие – единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

         Многообразие культур и народов – культурное многообразие, существующее в стране и мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия.

        Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, образовательных организаций, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.

         Национальное государство – государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация – национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой.

         Национальное самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.

         Нация – государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, представляющий собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а ее народ представляет собой нацию наций.

        Нравственно-эстетическое просвещение – вид просветительской деятельности, система информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению национальных духовных идеалов, нравственных ценностей, общественно одобряемый, социально значимых моделей поведения средствами отечественного и мирового искусства.

         Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

        Полисубъектность воспитания – активное и согласованное участие в воспитании подрастающих поколений, разработке и реализации государственной политики в сфере воспитания всех заинтересованных социальных субъектов: организаций общего, дополнительного, профессионального и высшего образования, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций, организаций культуры и спорта, российской армии, профессиональных сообществ, СМИ.

       Просвещение, просветительская деятельность – разновидность неформального образования граждан, целенаправленный процесс информирования граждан об имеющемся социально-культурном опыте (в т.ч. опыте модернизации, развития социальных и экономических отношений, опыте личностного саморазвития, успешной и нравственной жизни), система информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению информации, научных знаний, духовно-нравственных идеалов, традиционных моральных норм и нравственных ценностей. Просвещение – важный фактор духовной консолидации общества, необходимое условие осуществления политики модернизации.

       Развитие – процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.

       Социализация – процесс усвоения человеком знаний, норм и ценностей, социального и культурного опыта, становления гражданина, способного успешно жить в обществе и решать задачи его развития. Социализация включает в себя воспитание - управляемый процесс социально-педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности - и спонтанные социальные процессы и события, оказывающие влияние на личность.

        Социальное служение – наиболее активная, действенная часть социализации, добровольное, сознательное участие граждан в решении общественно-значимых задач. Социальное служение – общественный «двигатель» процессов модернизации, генератор смыслов и мотивов участия личности в развитии общества.

       Формирование национальной идентичности – формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма.

       Человеческий капитал – совокупность индивидуальных и коллективных способностей, реализация которых позволяет человеку и обществу качественно развиваться в деятельности, расширять меру своих реальных возможностей.

 

27 января 2015 г.

 

—————

Назад


Тема: Стратегия развития воспитания до 2025 года

Дата: 01.10.2020

От: LewisSkavy

Тема: Заявка на кредитную карту 3 месяца без %

Закажите кредитную карту сейчас — бесплатно доставим завтра!
Выгодно приобретай кредитную карту:

11,99% минимальная процентная ставка
Получить карту: https://bit.ly/3idyknD
Наша лучшая кредитная карта:

Бесплатная доставка - Оставьте заявку на карту сегодня, и мы бесплатно доставим её уже завтра.
Получить карту с выгодой https://bit.ly/3idyknD

—————

Дата: 29.09.2020

От: HowardBramp

Тема: Формы обратной связи — более 3 500 000 ссылок. Для различных целей


Самая сложная часть интернет-маркетинга в наши дни - привлечь трафик на новый сайт. Чтобы помочь вам здесь, я собираюсь поделиться своими любимыми быстрыми способами привлечения трафика на новый веб-сайт.
Если вы обратитесь к нам: https://t.me/seo_promo, вы сможете привлечь трафик на свой новый веб-сайт в течение семи дней.

—————

Дата: 27.09.2020

От: HowardBramp

Тема: Формы обратной связи — более 3 500 000 ссылок. Для различных целей


Увеличение ссылочного веса пресс-релиза: https://t.me/seo_promo
Пресс-релиз - это еще один отличный способ наладить ссылки и рекламировать свой бренд, не тратя слишком много денег.
Все еще небольшие и крупные бренды используют пресс-релизы в своей маркетинговой кампании. Но ссылки из пресс-релиза не такие уж и сильные.
Важный факт: в пресс-релизах нет ссылок, как в вашем блоге . Если вы можете дать ссылки на свой пресс-релиз, это увеличит ссылочный вес пресс-релиза.
В конечном итоге это увеличит ссылочный вес на странице с деньгами. Вы можете предоставить на форуме ссылки на пресс-релиз. Ссылки на форумы могут увеличить ссылочный вес пресс-релиза.
В этом случае мы можем вам помочь.
мы можем создать огромное количество ссылок на профили форума для пресс-релиза. Без сомнения, ссылки увеличат ссылочный вес пресс-релизов.

—————

Дата: 19.09.2020

От: LewisSkavy

Тема: Закажите кредитную карту сейчас — бесплатно доставим завтра!

Закажите кредитную карту сейчас — бесплатно доставим завтра!
Выгодно приобретай кредитную карту:
100 дней без % на любые операции
Получить карту: https://bit.ly/3ccGnPX
Наша лучшая кредитная карта:
Возобновляемый беспроцентный период - Ваши 100 дней без процентов начнутся заново на следующий день после того, как вы вернёте на карту потраченные деньги. И так снова и снова.
Получить карту с выгодой https://bit.ly/3ccGnPX

—————

Дата: 14.09.2020

От: edurhus

Тема: эссе на заказ

<a href=https://bit.ly/2sdUrWH>ЭССЕ</a>

Как оформить заказ
1) Заполните форму заказа на нашем сайте

Нажмите на кнопку «Заказать работу»
Авторизуйтесь через Вконтакте или заполните ваши контактные данные в открывшейся форме.На указанные вами контакты придет уведомления о цене вашего заказа, вопросы менеджера и другая полезная информация.
Дайте максимально развернутую информацию о Вашем заказе, сроках выполнения и прикрепите файлы, если они есть.
2) Внесите предоплату 50 процентов, чтобы мы приступили к выполнению.

3) Следите за вашим заказом. Вы можете следить за статусом вашего заказ в личном кабинете. Также согласовывать все детали выполнения работы с Вашим автором.

4) Когда Ваш заказ будет готов полностью, Вы можете ознакомиться с его частью. После этого необходимо внести остаток оплаты, чтобы скачать весь заказ.Все файлы вашего заказа можно скачать в личном кабинете или попросить менеджера выслать их вам на почту.

5) Сдайте работу на отлично!
<a href=https://bit.ly/2sdUrWH>РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ</a>

—————

Дата: 14.09.2020

От: ElijahIcemy

Тема: Как РАЗВЕСТИ ДЕВУШКУ НА СЕКС

https://bit.ly/2FyoGOs - Как РАЗВЕСТИ ДЕВУШКУ НА СЕКС

—————

Дата: 13.09.2020

От: edurhus

Тема: заказать решение контрольной работы

https://bit.ly/2sdUrWH - ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ


Наши услуги:
Дипломные работы
Курсовые работы
Математика
Отчеты по практике
Контрольные работы
Рефераты
Бизнес планы
Решение задач
Ответы на билеты
Эссе
Чертежи
Презентации
Научные статьи
Диссертации
Учебная практика
<a href=https://bit.ly/2sdUrWH>ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ</a>

—————

Дата: 12.09.2020

От: edurhus

Тема: заказать курсовую работу недорого

<a href=https://bit.ly/2sdUrWH>БИЗНЕС-ПЛАН</a>

Как оформить заказ
1) Заполните форму заказа на нашем сайте

Нажмите на кнопку «Заказать работу»
Авторизуйтесь через Вконтакте или заполните ваши контактные данные в открывшейся форме.На указанные вами контакты придет уведомления о цене вашего заказа, вопросы менеджера и другая полезная информация.
Дайте максимально развернутую информацию о Вашем заказе, сроках выполнения и прикрепите файлы, если они есть.
2) Внесите предоплату 50 процентов, чтобы мы приступили к выполнению.

3) Следите за вашим заказом. Вы можете следить за статусом вашего заказ в личном кабинете. Также согласовывать все детали выполнения работы с Вашим автором.

4) Когда Ваш заказ будет готов полностью, Вы можете ознакомиться с его частью. После этого необходимо внести остаток оплаты, чтобы скачать весь заказ.Все файлы вашего заказа можно скачать в личном кабинете или попросить менеджера выслать их вам на почту.

5) Сдайте работу на отлично!
https://bit.ly/2sdUrWH - РЕФЕРАТЫ

—————

Дата: 03.09.2020

От: AskerCaw

Тема: Отличником быть легко

https://www.keywordpult.online - Навигационный украинский стартап Augmented Pixels привлек инвестиции от ICU


https://merchprint.ru - Леггинсы-30%

—————

Дата: 23.08.2020

От: Haroldaxock

Тема: Внимание, мошенники

Внимание: Мошенники!!!


https://textnet.ru - сайт мошенников!
лег Савельев с сайта https://textnet.ru МОШЕННИК и АФЕРИСТ!!!

—————