Ещё раз о системно-деятельностном подходе
04.01.2016 19:11|
14 декабря (понедельник) 2015 года в МБОУ Криводановской СОШ № 22 прошел второй рефлексивный практикум «Урок в системно-деятельностном подходе». В нем приняли участие участники проекта «Педагог новой формации» и межпредметной творческой группы учителей Новосибирского района «Создание современной образовательной среды». |

Учителя побывали на открытом уроке в 5 классе (учитель математики Ю.Н. Кириллова), тема «Решение задач на уравнивание»; на уроке в 3 классе (учитель начальных классов О.А. Щербакова), тема «Диаметр окружности, круга» (УМК «Школа России»). Уроки, данные в такой последовательности, позволили увидеть преемственность между начальной школой и средним звеном. Например, если в начальной школе ребята не задавались регулярно вопросом «почему?» (с помощью учителя, конечно), то в среднем звене им сложнее строить причинно-следственные связи, а значит и вести, и осваивать процедуру доказательства.
Обсуждение в группах, организованное после открытых уроков, касалось не только вопросов преемственности между начальной школой и средним звеном. Внимание учителей было обращено на тот факт, что в практике обучения сложилась странная привычка под задачей понимать только текстовые задачи из учебника, а жизненные задачи называть проблемами. В пространстве обсуждения поднимались вопросы:
- Формирует ли учитель у учеников определённую схему решения задач?
- Как научить ребенка не только понимать вопросы, но самому их задавать?
- Где взять время, чтобы реализовать на одном уроке деятельностный подход?
Обсуждение последнего вопроса указало на то, что до сих пор основным критерием успешности урока у учителей является изучение учебного материала темы согласно календарно-тематическому планированию. При такой приоритетной направленности только на этот результат мало внимания уделяется реальным способам работы, а, следовательно, и развитию метапредметных способностей.
Обсуждение было живым и вдумчивым. Валентина Викторовна Хрущева отметила, что открытые уроки прошли на хорошем уровне трудности, каждый урок представлял собой проблемную ситуацию. Оксана Алексеевна Щербакова отметила: «Системно-деятельностный подход (СДП) состоит в том, чтобы вместе с ребенком изобрести и совершить преобразовательные действия, решая задачу (например, про «плоскость»), и вместе с ним прийти к термину (например, «круг»)». Итог подвела Юлия Николаевна Кириллова: «Через просмотр и объяснения нельзя освоить СДП, его можно только сконструировать внутри себя».
edunor.ru/1294-eshche-raz-o-sistemno-deyatelnostnom-podkhode
—————


